24 сентября, 2015

Как написать идеальный мастер-класс

Привет, друзья! Как-то накопилось разных мыслей про скрап, творчество вообще, и мне захотелось сделать в своём блоге болтательную рубрику, без показа работ. Пока я остановилась на теге "Размышления".  Буду собирать под ним подобные посты.

Сегодня я хочу порассуждать о том, что такое мастер-класс в скрапе. Я имею ввиду не офф-лайновые МК, платные, во главе с мастером, а МК, которые мы выкладываем в блогах.
Сразу скажу, я не большой спец в написании мастер-классов, я потребитель этих знаний! Как и все мы. Итак, что же я хочу увидеть в мастер-классе. 

В первую очередь объяснения и мало-мальски описанную теорию. Посты в стиле "Как я это делаю", описывающие создание конкретной работы, я мастер-классами не считаю. У меня в блоге такие посты собраны под тегом "Рабочие моменты". Но многие скраперы считают иначе.

Объясню свою позицию. Заходя по ссылке в пост с мастер-классом, я планирую научиться какому-то приёму, технике, фишке этого мастера. Если мастер описал свои действия, не объясняя, почему он сделал так или иначе, максимум что я получу: знания о том, как сделать такую же работу или лифтинг. Это полезно, не спорю. Но на звание "мастер-класса" на мой взгляд не дотягивает. 


Приведу пример. Вот пост Ирины Велиры в блоге Мемуариса. Идеальный МК на мой взгляд по иллюстрациям, по наполнению, да и работа шикарная, что немаловажно. Вот пост АниУли в блоге Скрап уголок. Идея классная, воплощение классное, но ни этапы работы, ни нюансы не прописаны. Оба поста называются "мастер-класс". Но какие они разные...

Итак, выделю основные условия, которые надо соблюсти, чтобы получился полноценный мастер-класс :
  1. Качественная работа: кому захочется повторять вашу задумку с деталями, если в целом результат так себе?
  2. Качественные фотографии: яркие, контрастные, желательно при естественном освещении, на белом или другом нейтральном фоне (не макетный коврик).
  3. Описание материалов: мне больше нравится формулировка "я использовала", чем "вам понадобится". Опять же, если вопрос в том, чтобы приобрести навык, а не просто повторить.
  4. Этапность: текст становится гораздо понятнее, если в нём чётко указана последовательность шагов (например, нумерованный список).
  5. Точные размеры: часто мастера не считают нужным нанести на фото указание размеров, а из текста понять что есть что удаётся не всегда.  Если вы делаете открытку, знать, на каком расстоянии от края находится цветочек, не так существенно. Но если это купюрница, лучше включить в пост картинку с развёрткой.
  6. Промежуточные фотографии очень важны. Иногда мастера забывают сфотографировать какую-то мелочь, а новичку бывает трудно разобраться. Я считаю, чем больше фото процесса, тем лучше.
  7. Композиция. Напишите, почему раскладка выглядит так, а не иначе, если ваш МК охватывает работу целиком.  Может быть композицию обуславливает скетч или основной элемент, расположение фигур на фотографии или желание использовать какой-то конкретный материал...
  8. Декор: очень часто в МК встречается детальное описание подготовки, раскладки, склейки, а потом "клеим декор" и готово. Если целью мастер-класса не является демонстрация только технической части или только конкретного элемента, не забывайте писать, почему вы разместили стайку бабочек здесь, отштамповали тут и оставили пустое место там.

Если у вас есть, чем что добавить, пишите в комментариях, с удовольствием дополню список :)

7 комментариев:

  1. согласна, согласна! у меня самой есть несколько МК, но не все опубликованы. потому что новаторского они ничего не несут, а лишь являются описанием процесса, причем заурядного, как раз на тему "как я это сделала". с некоторых уже опубликованных МК я сняла соответствующий ярлык, потому что... да практически по той же причине.
    что касается речевых оборотов - вот здесь я тоже за формулировку "я использовала". возможны ведь варианты - и с материалами, и с расцветками, а императивы как-то сразу и границы психологические выставляют, и как будто принуждают к определенным действиям. но лично для меня в подобных случаях всегда расстраивает именно психологический момент, особенно если у меня иные материалы...
    и я за всяческие подробности - самой нравится, когда сантиметры указаны, использованные шрифты. думаю, это особенно важно новичкам. и не потому, что новички не смогут высчитать или подобрать. просто так легче, так быстрее - а уж повторять или нет, личное дело каждого.
    Аня, спасибо за пост и за возможность такого диалога!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо за такой развернутый комментарий! Я боялась, что рубрика "поболтать" останется одиноким монологом))
      В защиту постов "как я это делаю" хочу сказать, что они тоже нужны и полезны! И не только тем, кто прочтет и найдет для себя что-то новенькое, но и для самого автора. Я почти всегда фиксирую процесс, если заранее знаю, что хочу реализовать. Это позволяет потом проанализировать ошибки или наоборот запомнить удачные спонтанные решения. Заодно можно и в блоге показать, может быть кому-нибудь пригодится.

      Удалить
    2. мне часто очень хочется допустить описания в пост, но так же часто и стесняюсь - перегружается текст плюс "а вдруг неинтересно?"... но потом сталкиваюсь - так было несколько раз - что пространно объясняю в комментариях))) так что, видимо, лучше не стесняться и писать в посте, что, как, из чего делалось

      Удалить
    3. Мне всегда такое интересно) Мы же вдрхновляемся в гостях друг у друга.

      Удалить
  2. Ань, я задумалась...
    У меня не так много МК, но я стала размышлять, а к какому типу они относятся...???
    я почти в каждом посте рассказываю хоть капельку о том, как я это делаю, из чего, какие-то нюансы пишу... - но ведь это не МК, это я делюсь наработками. Так ведь? а у некоторых это громко именуется МК)))
    Полноценный МК - это как в школе...
    Учитель вводит тебя в тему, постепенно раскрывая все детали, показывает и рассказывает подробно, так, что и двоечнику все становится понятно (если он, конечно, хочет понять))))
    И тогда все тебе понятно, хочется сесть и быстренько сделать домашку.
    А у нас в скрапе, действительно бывает так, что сидишь над МК и голову ломаешь, как, что и откуда берется?! как получается красивый конечный результат, если автор ниче не показал кроме того, например, как он брызгал краску и какой она фирмы ((( (хотя тут ясно, это реклама и надо отрабатывать дизайнерские материалы)
    Ирин МК в Мемуарисе - это, на мой взгляд, эталон МК по страничке!!! Убил наповал рассказ о том, почему использован такой скетч, как он нарисовался, скажи - это круто!!!
    По МК утилитарных вещиц типа шоколадниц - да, размеры надо, обязательно, а то теряется смысл самого МК, если тебе самой надо сидеть и вымерять. Ведь декор мы и сами осилим, а вот размеры интересной конструкции - фиг сообразишь...
    Вообще-то это разговор долгий... попросись на платформе ОСК затеять дискуссию, я с удовольствием поучаствую.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Понравилось сравнение со школой. В точку!
      Да, Ирина идея со скетчем по самому фото высший пилотаж) Я взяла на заметку.
      Помню, когда делала свой первый magic box, попросила мужа начертить развертку. Потому что я семь раз отмерю и все равно мимо)))
      Интересная идея) в ОСК надо на почту написать?

      Удалить
    2. да, Насть, напиши на почту - если их заинтересует эта тема, договоритесь о формате статьи и проч...

      Удалить